Цвет и освещение. Белый лист бумаги при ярком солнечном свете кажется золотистым, а под лучами вечернего солнца — розовым.
Яркое освещение выбеливает светлые части предметов и насыщает цветом тени. С изменением силы и расположения источника света меняется и цветовая характеристика предмета. При ярком освещении все предметы приобретают цветовой оттенок света. Источник света как бы объединяет своим цветом все окружающие предметы.
Цвет и окружение. Видимый цвет предмета изменяется в зависимости от окружения. Все предметы отражают цвет окружающей среды. Вот почему видимый цвет предмета состоит из освещения, окраски предмета, цвета отражаемых в нем предметов (рефлексов).

Читать далее »



Ознакомьтесь с последовательностью рисования натюрморта, состоящего из кофейника и чашки (показано на рисунке).
На переднем плане разместите чашку. Большое значение имеет фон, который помогает выразить форму предметов. Подставка должна быть темнее фона. Темный кофейник будет лучше смотреться на светлом фоне, а белая чашка четко выделяется на темной подставке.
Предметы   лучше  расположить   ниже  линии   горизонта.
Последовательность работы над рисунком.
В работе выделяются три основных этапа: устный анализ формы предметов; построение линейного рисунка; передача объема и пространства тоном.
Первый этап. Рассмотрите внимательно каждый предмет и определите, сочетанием каких геометрических форм образован объем кофейника и на какие простые геометрические формы можно расчленить объем чашки.
Выберите место, с которого вы будете рисовать натуру. От этого в большой степени зависит красота композиции рисунка.
Второй этап. Определите расположение изображений на листе (композицию) и переходите к построению линейного рисунка натюрморта.
Располагая натюрморт на бумаге, необходимо найти соотношение между предметами и форматом листа.
Линейный рисунок выполняется в такой последовательности, как показано на рисунке.
Третий этап. Тональные соотношения и объемность предметов передавайте одним цветом — черной акварелью или сепией. Читать далее »



Рисуя группы предметов, мы учимся передавать их положение в пространстве, пропорции и форму.
Составим  натюрморт  из  двух  геометрических  тел.  Это может быть шар и цилиндр. Нужно сгруппировать предметы так, чтобы их форма четко воспринималась. Последовательность выполнения рисунка:
1. Определите соотношение высоты и ширины всей группы в целом. Легкими линиями наметьте нижний край изображения и верхний. Затем определите ширину натюрморта относительно высоты. Обозначьте левый и правый края рисунка.
2. Наметьте основание каждого геометрического тела. Ближний предмет рисуйте ниже того, который расположен дальше. Затем определите пропорции каждого предмета.
3. Постройте линейный рисунок. Наметьте плоскость, на которой стоят предметы,и границы падающих теней.
4. Сравните рисунок с натурой и уточните расположение предметов, а также очертания круглых форм в перспективе.
5. Определите самое светлое и самое темное место на рисунке, обозначьте рефлекс и полутени. При тональном выполнении рисунка сначала заштриховываются теневые места, а затем освещенные. Чтобы выявить пространственное положение предметов, ближний предмет нужно прорисовать четче, чем отдаленный. Последовательность рисования шара и цилиндра показана на рисунке



Шар — геометрическое тело, образующееся вращением круга вокруг диаметра. Предметы, имеющие форму шара, называются шарообразными (мяч, яблоко и-т. д.). В линейном изображении шар — это круг со всех точек зрения.
Объем шара передают тоном. Сначала намечают границы света, тени, полутени, рефлекса, блика. Потом заштриховывают по форме круга. Направление штриховки показано на рисунке.



Конус — геометрическое тело, образующееся вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из катетов (посмотрите на рис.). Конусы без вершин называются усеченными, а предметы, имеющие форму полного или усеченного конуса,— коническими (чернильница, воронка). Последовательность выполнения линейного рисунка конуса вам уже должна быть известна с 4 класса. Как правило, сначала нужно четко определить границы света, тени, полутени и рефлекса. Первый раз штриховку наносят прямыми линиями, выходящими с вершины конуса, а второй раз — по форме конуса.



Цилиндр — геометрическое тело, образующееся вращением прямоугольника вокруг оси.
Рисунок предмета цилиндрической формы надо делать в такой последовательности:

  1. Определите место рисунка на листе бумаги, наметив границы изображения легкими линиями.
  2. Проведите вертикальную ось предмета.
  3. Определите соотношение его ширины и высоты. Нарисуйте боковые линии.
  4. Определите перспективные сокращения верхнего и нижнего кругов. Помните, что на рисунке малая ось нижнего будет длиннее, чем верхнего.
  5. Прорисуйте форму верхнего и нижнего оснований. Для того, чтобы точнее передать характер формы нижнего основания, рисуйте его «прозрачным».
  6. Проверьте рисунок, сравнив его с натурой. Части оснований, расположенные ближе к зрителю, подчеркните более выразительной линией. Читать далее »


Рисуя разнообразные предметы, часто приходится изображать круг в разных пространственных положениях. Проделайте такой опыт. Из картона или бумаги вырежьте три одинаковых круга и в каждом из них проведите по две линии, как показано на рисунке. Один круг положите на стол, второй — на стул, третий — на пол. Станьте на расстоянии 1 — 2 м и сравните круги. Красная линия, уходящая вдаль, будет сокращаться; чем ближе круг к горизонту, тем эта линия становится короче. Все три круга мы видим как бы сплюснутыми. Такую плавную замкнутую кривую называют овалом.
Чтобы нарисовать овал, проведите большую ось его и определите сокращение малой оси. Проведите ось через середину большой оси. Ближнюю половину малой оси возьмите несколько большей, так как она ближе к тому, кто рисует. Соедините оси плавной кривой линией. Проверьте, чтобы левая половина была похожа на правую, а ближняя — на дальнюю, но ближняя должна быть несколько большей. На овале не должно быть углов и прямолинейных участков. Проверьте рисунок и выделите ближние части линии. Круг в любом положении исполняют в такой же последовательности.



Рисование домика в разных положениях относительно линии горизонта
Рассмотрите домик в натуре. Определите размещение линий горизонта относительно домика. Внимательно проследите направление параллельных линий плоскостей домика, которые перспективно сокращаются (рис. 4).

Последовательность работы:
1. Решите композицию рисунка на листе.
2. Проведите линию горизонта.
3. Сделайте линейный рисунок по правилам перспективы. На рис. 4 показана модель домика.
4. Проверьте нарисованное. Представьте место точек схода, которые будут лежать за пределами листа.
5. Наметьте окружение домика: забор, деревья, дорожки.
6. Проверьте нарисованное.

Многоэтажный дом рисуют в такой же последовательности.



Рассмотрите и нарисуйте коробочку или небольшой ящик призматической формы.
Последовательность рисования:
1. Поставьте модель ниже уровня глаз, то есть ниже линии горизонта, поверните ее под углом к себе. При рисовании с натуры выбирайте место на расстоянии от предмета не меньше трех его размеров.

2. Выясните, как правильно расположить лист при рисовании. Если высота предмета больше ширины, лист нужно класть вертикально, если наоборот — горизонтально.
3. Определите место рисунка на листе. Рисуя предмет, расположенный на уровне глаз (линия горизонта проходит через его середину), изображение размещают посредине плоскости листа. Если же нужно нарисовать предмет, расположенный выше или ниже линии горизонта, его изображают соответственно выше или ниже линии горизонта рисунка. Тогда в первом случае полоску свободной бумаги внизу оставляют большей, чем вверху, а в другом — наоборот.
4. Сравните видимые стороны модели. Какая из них кажется вам длиннее? Определите глазомером, на сколько. Нарисуйте ребро, расположенное ближе. Наметьте приблизительное размещение крайних ребер, нижнюю и верхнюю линии рисунка. Читать далее »