Вы уже знаете, что Т. Г. Шевченко — выдающийся украинский народный поэт, художник, мыслитель, революционный демократ. Его бессмертный «Кобзарь» переведен почти на все языки мира, свыше 200 стихотворений положены на музыку, многие из которых еще при жизни поэта стали народными песнями. «Он вышел из народа, жил с народом, и не только мыслью, но и обстоятельствами жизни был с ним крепко и кровно связан» (Н. А. Добролюбов).

Подробнее жизнь и творчество Т. Г. Шевченко как писателя вы будете изучать в восьмом классе.

Не менее велики заслуги Т. Г. Шевченко как художника. Ему принадлежит видное место в развитии украинского и русского изобразительного искусства.

Родился Тарас Григорьевич Шевченко в 1814 году в семье крепостного. Измученная тяжелой работой и нуждой, на 32-м году жизни умерла его мать, а через некоторое время умер и отец.

Дети «расползлись между людьми, словно мышата». Оставшись в 12 лет круглым сиротой, без защиты и крова, маленький Тарас испытал неимоверные бедствия и тяжесть крепостной неволи. Но и в этих нечеловеческих условиях он всегда тянулся к знаниям, к науке. Особенно страстной была У него еще с детских лет любовь к искусству. Ради учения он долго терпел издевательства своего первого, жестокого и бездушного, учителя-дьяка. Но со временем, почувствовав неодолимое влечение к рисованию, мальчик бежит от дьяка-пьяницы и ищет маляров, которые научили бы его рисовать.

Лысянка, Стеблов, Тарасовка… и снова родное село, батрачество. Один иконописец из села Хлипновки согласился взять Тараса учеником. Но помещик-крепостник Энгельгардт, вместо того чтобы дать разрешение, забирает его к себе комнатным казачком-лакеем. Исполняя унизительные лакейские обязанности, 15-летний Тарас часто нарушает господский приказ и украдкой срисовывает картины, украшавшие помещичьи покои.

Помещик, много путешествуя, возил с собой и многочисленную челядь. Киев, Вильно и, наконец, Петербург. Поняв, что из мальчика покорный лакей не получится, помещик законтрактовал Шевченко на четыре года учеником к цеховому мастеру В. Ширяеву. Он хотел сделать из Тараса домашнего художника. Когда Шевченко уже исполнилось 18 лет, он полностью отдается любимому делу.

Первые уроки рисования с натуры Шевченко получил в Вильно. В Петербурге он одновременно с обучением маляркому делу посещает занятия в классах Общества поощрения художников. Белыми летними ночами часто ходит в Летний сад срисовывать античные статуи. Здесь он в 1836 г. и познакомился со своим земляком, молодым художником И. М. Со-шенко, который стал самым искренним его старшим другом и советчиком. Именно в это «»время, почувствовав некоторую свободу, окрыленный первыми успехами, в том же Летнем саду он начал сочинять свои первые стихи.

Сошенко познакомил Шевченко с конференц-секретарем Академии художеств В. И. Григоровичем, поэтами В. А. Жуковским, Е. П. Гребенкой, художником К. П. Брюлловым и другими передовыми людьми. Друзья Тараса позаботились об его освобождении от крепостной зависимости. Для этого в 1838 г. был разыгран в лотерею написанный Карлом Брюлловым портрет Жуковского. За вырученные 2500 рублей Шевченко выкупили у помещика.

Шевченко становцтся вольным слушателем Академии художеств, учеником самого К. Брюллова. Наверстывая упущенное, много читает художественной литературы, посещает лекции в университете, Медицинской академии, изучает французский язык. Но душой он стремится на Украину.

В эти годы у Шевченко возникает замысел отобразить в серии офортов (гравюр на металле) жизнь и быт народа Украины, ее природу и историческое прошлое. К сожалению, полностью осуществить это Шевченко не удалось. В 1844 г. в Петербурге вышло 6 гравюр серии «Живописная Украина»: «В Киеве», «Выдубецкий монастырь», «Сказка», «Судный совет», «Сваты», «Дары в Чигирине 1649 года». В последней гравюре Шевченко проявил себя как зрелый художник и прекрасный знаток исторического прошлого.

Окончив в 1845 г. Академию художеств, Шевченко начинает работать в Киевской археографической комиссии, которая занималась изучением памятников старины. Путешествуя по Киевщине, Подолье, Волыни, Полтавщине, Черниговщи-не, он срисовывает старинные строения, записывает народные песни, сказки, думы.

Но недолго довелось Шевченко заниматься любимым делом. В 1847 г. царские жандармы узнали о существовании в Киеве Кирилло-Мефодиевского общества, которое ставило целью ликвидацию крепостнической системы. Т. Г. Шевченко был активным членом этого общества. Все члены общества были арестованы. В руках полиции оказалось неопровержимое доказательство революционных настроений Кобзаря — его стихи. Приговор был самый суровый: «Художника Шевченко за сочинение возмутительных и в высшей степени дерзких стихотворений, как одаренного крепким телосложением, определить рядовым в Оренбургский отдельный корпус…» На приговоре царь Николай I дописал: «Под строжайший надзор, с запрещением писать и рисовать».

Свыше 10 лет терпел Шевченко солдатскую муштру. Однако и в этих условиях, пренебрегая царским запретом, он создавал произведения живописи и стихотворения.

Из произведений этого периода особенно интересными являются автопортреты. На одном из них мы видим мужественное лицо, грустные глаза. И словно слышатся слова автора: «Терзаюсь, мучаюсь… но все же не каюсь!..»

К счастью, и в пустынных местах царской империи были люди, искренне сочувствовавшие народному певцу. Сравнительно светлым часом для него было время с апреля 1848 по ноябрь 1849 г. Офицер А. И. Бутаков под свою ответственность включил Шевченко под видом солдата-охранника в состав научной экспедиции, изучавшей Аральское море. За это время художник выполнил серию пейзажей казахских тепей, в частности «Пожар в степи», «Форт Кара-Бутак», «Джангис-Агач».

Узнав, о нарушении запрета писать и рисовать, правительство отправило Шевченко в Новопетровское укрепление на’ полуостров Мангышлак. Там он провел 7 тяжких лет почти без книг, без связи с внешним миром.

Единственным утешением в те годы были маленькие, хранимые за голенищем сапог книжечки.

Во время ссылки Шевченко проявил глубокий интерес к казахскому народу. В его рисунках отражена жизнь казахов, их обычаи, быт. Например, автопортрет на рисунке «Байгуши» свидетельствует о симпатиях художника к бедным казахским детям.

Особого внимания заслуживает серия рисунков под названием «Притча о блудном сыне», изображающая страшную действительность того времени.

Физические страдания людей в условиях царского самодержавия, безучастность к ним художник изобразил в рисунках «Наказание колодкой» и «Наказание шпицрутенами».

На первом рисунке мы видим сцену в казарме. За какую-то вину к столбу привязан молодой безусый солдат. Руки — за спиной. Во рту — колодка. Тело наказанного напряжено, он с нетерпением ожидает освобождения от нечеловеческих мук. Но такие сцены, очевидно, настолько обычны в солдатском быту, что никто не реагирует на мучения товарища.

Рисунок «Наказание шпицрутенами» (шпицрутены — длинные гибкие розги, которыми избивали осужденных) — это страшный рассказ о жестоких порядках в царской армии. На рису«ке Шевченко изображает подготовку к наказанию. Около заснеженной горы, на которой возвышается крепость как символ самодержавия,— две шеренги солдат. Розданы шпицрутены. Хмурое небо усиливает драматизм ситуации. На переднем плане — полуобнаженная фигура приговоренного к наказанию солдата. Еще мгновение — и спина солдата будет превращена в кровавое месиво руками его же товарищей, которые рьяно исполнят приказ начальства.

Так разоблачал Т. Г. Шевченко деспотизм существующего строя, призывал народ к борьбе за человеческие права и свободу.

В последние годы жизни, после ссылки, художник прилагает много усилий к тому, чтобы его произведения, а такжз произведения других художников дошли до широких народных масс. С этой целью он обращается к гравюре. Еще в 1857 году, находясь в Новопетровском укреплении, Шевченко писал в своем дневнике: «Из всех изящных искусств мне теперь более всего нравится гравюра. И не без основания. Быть хорошим гравером — значит быть распространителем прекрасного и поучительного в обществе. Значит быть распространителем света истины. Значит быть полезным людям… Прекраснейшее, благороднейшее призвание гравера. Сколько изящнейших произведений, доступных только богачам, коптилось бы в мрачных галереях без твоего чудотворного резца!»

В Академии художеств до Шевченко настоящей науки о гравюре еще не было. Он, опираясь на опыт западноевропейского искусства, совершенствует технику изготовления офортов, инструменты, создает образцы высокохудожественных работ.

За этот вклад в развитие отечественного искусства Шевченко в I860 г. ученым советом и общим собранием Академии художеств было присвоено почетное звание академика. До последних дней мастер много работал в области изобразительного искусства.

В 1861 г. после тяжелой болезни Т. Г. Шевченко умер. Это была тяжелая утрата для всей прогрессивной общественности. Сначала его похоронили в Петербурге на Смоленском кладбище. Позже прах поэта-художника был перевезен на Украину и похоронен возле Канева (сейчас Тарасова гора), как он завещал.

Не зарастают тропинки к могиле великого Кобзаря, вся жизнь и творчество которого является образцом того, как настоящий художник должен своим талантом служить народу.




Комментирование закрыто.