Шар — геометрическое тело, образующееся вращением круга вокруг диаметра. Предметы, имеющие форму шара, называются шарообразными (мяч, яблоко и-т. д.). В линейном изображении шар — это круг со всех точек зрения.
Объем шара передают тоном. Сначала намечают границы света, тени, полутени, рефлекса, блика. Потом заштриховывают по форме круга. Направление штриховки показано на рисунке.



Конус — геометрическое тело, образующееся вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из катетов (посмотрите на рис.). Конусы без вершин называются усеченными, а предметы, имеющие форму полного или усеченного конуса,— коническими (чернильница, воронка). Последовательность выполнения линейного рисунка конуса вам уже должна быть известна с 4 класса. Как правило, сначала нужно четко определить границы света, тени, полутени и рефлекса. Первый раз штриховку наносят прямыми линиями, выходящими с вершины конуса, а второй раз — по форме конуса.



Цилиндр — геометрическое тело, образующееся вращением прямоугольника вокруг оси.
Рисунок предмета цилиндрической формы надо делать в такой последовательности:

  1. Определите место рисунка на листе бумаги, наметив границы изображения легкими линиями.
  2. Проведите вертикальную ось предмета.
  3. Определите соотношение его ширины и высоты. Нарисуйте боковые линии.
  4. Определите перспективные сокращения верхнего и нижнего кругов. Помните, что на рисунке малая ось нижнего будет длиннее, чем верхнего.
  5. Прорисуйте форму верхнего и нижнего оснований. Для того, чтобы точнее передать характер формы нижнего основания, рисуйте его «прозрачным».
  6. Проверьте рисунок, сравнив его с натурой. Части оснований, расположенные ближе к зрителю, подчеркните более выразительной линией. Читать далее »


Рисуя разнообразные предметы, часто приходится изображать круг в разных пространственных положениях. Проделайте такой опыт. Из картона или бумаги вырежьте три одинаковых круга и в каждом из них проведите по две линии, как показано на рисунке. Один круг положите на стол, второй — на стул, третий — на пол. Станьте на расстоянии 1 — 2 м и сравните круги. Красная линия, уходящая вдаль, будет сокращаться; чем ближе круг к горизонту, тем эта линия становится короче. Все три круга мы видим как бы сплюснутыми. Такую плавную замкнутую кривую называют овалом.
Чтобы нарисовать овал, проведите большую ось его и определите сокращение малой оси. Проведите ось через середину большой оси. Ближнюю половину малой оси возьмите несколько большей, так как она ближе к тому, кто рисует. Соедините оси плавной кривой линией. Проверьте, чтобы левая половина была похожа на правую, а ближняя — на дальнюю, но ближняя должна быть несколько большей. На овале не должно быть углов и прямолинейных участков. Проверьте рисунок и выделите ближние части линии. Круг в любом положении исполняют в такой же последовательности.



Рассмотрите и нарисуйте коробочку или небольшой ящик призматической формы.
Последовательность рисования:
1. Поставьте модель ниже уровня глаз, то есть ниже линии горизонта, поверните ее под углом к себе. При рисовании с натуры выбирайте место на расстоянии от предмета не меньше трех его размеров.

2. Выясните, как правильно расположить лист при рисовании. Если высота предмета больше ширины, лист нужно класть вертикально, если наоборот — горизонтально.
3. Определите место рисунка на листе. Рисуя предмет, расположенный на уровне глаз (линия горизонта проходит через его середину), изображение размещают посредине плоскости листа. Если же нужно нарисовать предмет, расположенный выше или ниже линии горизонта, его изображают соответственно выше или ниже линии горизонта рисунка. Тогда в первом случае полоску свободной бумаги внизу оставляют большей, чем вверху, а в другом — наоборот.
4. Сравните видимые стороны модели. Какая из них кажется вам длиннее? Определите глазомером, на сколько. Нарисуйте ребро, расположенное ближе. Наметьте приблизительное размещение крайних ребер, нижнюю и верхнюю линии рисунка. Читать далее »



Если в прямоугольнике (или другом формате) передвигать какую-нибудь форму, например, кружок, то в зависимости от того, в каком месте он будет, весь прямоугольник будет восприниматься по-разному.

Зрительное равновесие можно создать равновесием форм, одинаковых по тону, равновесием форм, разных по тону, равновесием форм, одинаковых или разных по цвету и т. д.
На рисунках показана декоративная композиция, в которой найдено равновесие форм, тона, цвета.