Наблюдения. Выберите уголок пейзажа с одним или несколькими деревьями на переднем плане, дорогой или тропинкой, исчезающей вдали. Не ищите каких-либо особенных видов. Даже то, что вы видите из окна своего дома, часто бывает интересным и красивым, только сразу этого не замечаешь. Отдавайте предпочтение тем пейзажам, в которых хорошо ощущается зимнее настроение, есть красивые сочетания красок. Понаблюдайте выбранный уголок природы утром, днем и вечером, выберите тот период дня, когда пейзаж самый красивый. Качество рисунка во многом зависит от умения автора накопленные наблюдения передать в работе.
Наблюдая, мысленно рисуйте, сравнивайте между собой предметы, определяйте их пропорции, цвет, положение в пространстве. Старайтесь определить, в чем красота и своеобразие каждого предмета. Отметьте про себя характерные детали, которые помогут передать зимнее настроение, и запомните их (например, снег на деревьях и крышах домов).
Сравнивайте первый, второй и третий планы и определите разницу между ними. После того как все будет* выяснено, проверьте себя. Для этого закройте глаза и попытайтесь представить увиденное. Если вы что-то забыли, повторите наблюдение.
Вопросы.
1. Какого цвета снег на солнце?
2. Какого цвета снег в тени?
3. Что темнее — земля, покрытая снегом, или небо?
В пейзаже Ю. Юона «Конец зимы. Полдень» передано пробуждение природы от зимнего сна. Художник сумел сочетаниями ярких красок создать радостное настроение.
На переднем плане все четко прорисовано: у березки выписаны ветки, хорошо передана объемность деревьев, красочными пятнами смотрятся куры, разгребающие тающий снег. Дом на втором плане художник изображает обобщенно, не выделяя деталей.
Художник Г. Нисский в картине «Подмосковный пейзаж» показывает величественный вид современного Подмосковья. Для этой работы характерно предельное обобщение и лаконизм цветового решения.
В обеих картинах изображается снег. Но он не написан чистой белой краской. Цвет снега на солнце и в тени разный — солнце окрашивает его поверхность в желтый, розовый, золотистый цвета, создает игру множества оттенков.