Украинский художник Н. К. Пимоненко (1862—1912) создал много произведений живописи, посвященных жизни и быту украинского села. Он хорошо знал народные обычаи, любил украинскую природу. Но художник видел и тяжелую жизнь крестьян в царской России. В своей картине «Призыв запасных» он изображает сцену проводов в рекруты молодых крестьян.
Тяжелому, изнурительному труду рабочего посвящено произведение художника Н. А. Ярошенко (1846 —1898) «Кочегар». Сгорбленная от многолетнего труда фигура кочегара, освещенная снизу ярким светом огня, кажется величественной и суровой. Внимательно и хмуро смотрят темные глаза, длинные жилистые руки крепко держат кочергу.
Пробуждение собственного достоинства пролетариев, великую силу рабочего класса прославляет в своей картине «Углекопы. Смена» художник Н. А. Касаткин (1859 —1930).



Исторический жанр. В картинах исторического жанра художники раскрывают исторические события, начиная с древнейших времен на земле и до наших дней. На основании изучения исторических документов русский художник К. Брюллов (1799 — 1852) создал картину «Последний день Помпеи». Художника взволновала трагедия древнего римского города Помпеи, который был засыпан пеплом и залит лавой во время извержения вулкана Везувий.
…Низко над землей нависла багрово-черная туча, изверженная вулканом. Поток пепла и камней засыпает город. Колеблется земля, рушатся дома, исчезает под обломками все живое. Художник, изображая людей в ужасной опасности, утверждает их красоту, человечность, не утраченную в этот страшный момент.
К историческому жанру относится также картина В. Серова «Ленин провозглашает Советскую власть». Только что вождь провозгласил победу восставшего народа. Рабочие, крестьяне, солдаты, матросы — все, кто собрался в зале Смольного — штаба революции, приветствуют рождение эры социализма.



Рассматривая картины профессиональных художников, мы ощущаем глубину пространства: одни предметы кажутся ближе к нам, другие — дальше. Благодаря специальному построению, художник умеет плоской картине, имеющей два измерения — длину и ширину, придать зрительно и третье измерение — глубину.
Вспомним правила, с помощью которых передается глубина пространства в рисунках. Посмотрите вдаль, и вы увидите, что предметы одинакового размера воспринимаются по-разному: чем дальше от нас, тем они кажутся меньшими. Остановите свой взгляд на линии горизонта. Посмотрите, какую плоскость земли видно. Присядьте, не сводя глаз с линии горизонта. Вы заметите, что видимая плоскость земли стала намного меньше. Медленно вставайте. Наблюдайте, как линия горизонта как бы поднимается (или опускается) вместе с вами.
Перспектива — это видимое сокращение размеров предметов, которые отдаляются от нас (показано на рисунке). Зная законы перспективы, можно передавать глубину пространства в картине. Помните: линия горизонта лежит на уровне глаз наблюдателя. В горной местности или среди больших строений города линия горизонта не просматривается; ей будет соответствовать условная линия, проходящая на уровне глаз наблюдающего.
Точка схода — это точка, в которую направляются параллельные линии, идущие в глубину. Она всегда лежит на линии горизонта. К ней устремлены линии, лежащие в горизонтальной плоскости.
Точка зрения — точка, с которой смотрит наблюдатель.