Самым распространенным, массовым видом изобразительного искусства является графика. Слово графика происходит от древнегреческого «графо» — рисую, пишу. Графические работы выполняются карандашом, углем, тушью, пером или кисточкой, красками или цветными карандашами. Основным материалом, на котором выполняется графическое произведение, является бумага.
Графика делится на виды: станковые произведения, иллюстрации, плакаты, листовки, этикетки, почтовые марки и т. д.
Линиями и пятнами художник-график символически передает свои мысли и чувства. В цветовом отношении графические произведения по сравнению с живописью ограничены количеством красок, но их определенное преимущество, свойственное только графике, достигается выразительностью, лаконичностью и четкостью изображений.
Эстамп. Большое распространение в графике приобрели так называемые эстампы (от французского слова эстамп — отпечаток). В наше время под эстампом подразумевают художественное произведение, оттиснутое с печатной формы, изготовляемой самим художником.
В современной графике применяют много разнообразных техник, но самыми распространенными из них являются линогравюра, офорт, литография и гравюра по дереву.
Линогравюра. Термин линогравюра состоит из двух слов — лино— линолеум, гравировать — вырезать. Рассмотрим, как художник С. Красаускас создал линогравюру «Юность».
Сначала он сделал рисунок на бумаге простым карандашом. Затем при помощи копировальной бумаги перенес изображение на линолеум. На линолеуме изображение должно быть в зеркальном отпечатке. Там, где на линогравюре были линии, на печатной форме сделаны углубления специальными резцами (штихелями). С помощью валика на линолеум наносится черная типографская краска. Чтобы иметь отпечаток, к печатной форме нужно плотно притиснуть бумагу. Художники это делают на специальных станках.
В линогравюре чистый линолеум — это темное пятно, а каждое движение резца^ художника — светлое. Работа ведется от общего темного силуэта, светлым выделяются отдельные детали.
Ярким примером использования возможностей линогравюры может быть портрет В. В. Маяковского, выполненный художником Ю. Могилевским. Каждый штрих, пятно подчинены передаче образа. Здесь нет деталей, нет полутонов — все решено только белым и черным. Выразительность достигнута предельной лаконичностью и обобщенностью изображения. Портрет хорошо воспроизводит мужественный и вдохновенный характер поэта, он созвучен его поэзии.
Гравюра по дереву, или ксилография (от греческого «ксилон» — дерево и «графо» — пишу). Дерево — прочный материал, имеющий специфические особенности, которые художники-графики умело используют для воплощения своих замыслов.
Офорт — это гравюра по металлу. Цинковую пластинку с двух сторон покрывают лаком. Рисунок процарапывают иглой, после чего пластинку опускают в раствор кислоты. Кислота вытравливает металл в тех местах, где нет лака.
Пластинку вынимают, снимают лак и в углубления набивают краску. Отпечатки делают на специальных станках.
Литография. Слово литография происходит от греческих слов «литое» — камень и «графо» — пишу. На известковом камне художник рисует специальным карандашом, после чего камень обрабатывается химическим составом и валиком накатывается на него краска.
Линогравюры, ксилографии, офорты и литографии можно делать цветными. В таком случае для каждого цвета изго товлятот отдельную печатную форму.