Часто, наблюдая за посетителями музеев, картинных галерей, можно заметить, что одни картины нравятся больше, другие — меньше. А некоторые произведения настолько поражают, что посетители могут часами стоять возле них, забывая обо всем окружающем, углубившись в мир изображенной жизни. Такая сила воздействия присуща и произведениям гениального русского художника-реалиста конца XIX — начала XX века И. Е. Репина (1844—1930). Его картины — энциклопедия жизни самодержавной России, общепризнанные шедевры мировой живописи.   

Волшебная сила искусства Репина обусловлена необыкновенной любовью художника своему народу, высокой требовательностью к себе, творческим подходом к каждой работе. Для Репина искусство было неотъемлемой потребностью души, делом, которому он отдал всю свою жизнь.

Родился Илья Ефимович Репин в 1844 г. в небольшом городке Чугуеве под Харьковом, который в то время был военным поселением. Отец Репина также был военным поселенцем. Жестокое подавление народных бунтов, несправедливость, невероятная эксплуатация трудящихся — это глубоко запечатлелось в душе будущего художника.

Любовь к искусству проявилась у мальчика очень рано. С семилетнего возраста краски и кисти стали для него самым дорогим в жизни. Некоторое время Репин учился у местного иконописца. Большое упорство и творческий подход к работе быстро принесли славу. Юный художник становится лучшим иконописцем, однако мысли его были устремлены в Петербург, в Академию художеств.

И вот 18-летний юноша с сотней заработанных рублей, без каких-либо протекций, на свой страх и риск отправляется в путь. Петербург встретил его неприветливо. Конференц-секретарь Академии посмотрел на его работы и сказал: «Ну, вам еще далеко до Академии. Идите в Рисовальную школу». Однако Репин не растерялся. Он ищет подработки и, поступает в Рисовальную школу, где настойчиво изучает технику рисунка.

Наконец, в 1864 г. с огромными трудностями цель была достигнута — он ученик Академии художеств. Жажда к знаниям, настойчивость в сочетании с одаренностью вскоре дали замечательные результаты: Репин стал лучшим учеником

Академии.

В 60-х годах XIX века знамя борьбы против самодержавия взяли в свои руки революционеры-демократы. Это движение проникло и в стены Академии художеств. Идейным наставником Репина стал один из самых активных организаторов товарищества передвижников И. В. Крамской, который направляет начинающих художников на путь критического реализма, народности, борьбы с самодержавием.

Первая значительная картина Репина, созданная в период учебы в Академии,— «Бурлаки на Волге» (1870—1873). В ней правдиво, без украшательства показан трудовой народ, дове^ денный до состояния вьючных животных.

Летом 1870 г., находясь на Волге, Репин изучал быт, обычаи, характеры бурлаков, делал этюды, портреты с натуры, наброски, искал типы для будущей картины. Особенно пленил Репина Канин — бурлак, изображенный на картине в центре первой тройки. Это был поп-расстрига, который, порвав с религией и не найдя других средств к существованию, пошел бурлачить. В центре растянувшейся группы бурлаков — еще не привыкший к лямке худощавый Ларька. В протестующем движении, которым Ларька словно собирается сбросить и лямку, и крест, художник воплощает непокорность народа.

После показа картины в Петербурге и на всемирной выставке в Вене ее купил брат русского царя и… спрятал подальше от народа в бильярдной, прекрасно понимая революционное содержание произведения. 44 года картина совсем не экспонировалась. Только после Великого Октября она заняла достойное место в одном из залов столичного Русского музея.

Блестяще окончив Академию художеств, Репин в 1873 г. как ее стипендиат отправляется за границу для усовершенствования техники живописи. Возвратившись на родину, он в 1876 г. вместе с семьей едет в родной Чугуев. Здесь художник пишет серию этюдов, замечательных портретов, среди них: «Протодьякон», «Мужик с дурным глазом», «Мужичок из робких» и другие.

В это время Репин становится общепризнанным портретистом. Он подмечает и отображает самые существенные черты человека, превращая индивидуальное в типичное, например портрет М. П. Мусоргского, написанный Репиным перед самой смертью композитора, актрисы П. А. Стрепетовой, писателя JI. Н. Толстого, основоположника всемирно известной картинной галереи П. М. Третьякова и др.

В 1877 г. Репин переезжает сначала в Москву, а затем — в Петербург.

Значительным этапом в творческом росте художника стала его картина «Крестный ход в Курской губернии» (1883 г.). В ней ярко отражена жизнь под гнетом самодержавия —забитый, обездоленный народ, одурманенный религией. Показав людской поток, медленно движущийся под палящим солнцем по пыльной дороге, художник реалистически изобразил своеобразную панораму русского общества со всеми его социальными контрастами.

Репин не был пассивным наблюдателем жизни. Он активно боролся против возмутительной действительности, пробуждал народ, призывал его к борьбе. «Для меня,— писал в одном из писем И. Е. Репин,— превыше всего — правда». Поэтому художник-гражданин не мог не откликнуться на мощный подъем революционной борьбы против самодержавия. Он создает исполненный глубокого трагизма образ русского революционера на небольшом полотне «Отказ от исповеди» (1879 — 1885). Осужденный на казнь революционер, проявляя свое духовное величие, гневно, с презрением отказывается от исповеди. Массивная фигура священника выражает растерянность и страх.

Теме борьбы с самодержавием посвящены и такие картины Репина этого периода, как «Сходка», «Арест пропагандиста», «Не ждали». Они оказывали большое революционное влияние на людей.

И. Е. Репин был художником-интернационалистом. Русский по национальности, он горячо любил украинский народ, его культуру. Особенно увлекало художника героическое прошлое Украины, ее борьба за свободу и независимость.

Тяжелым временем для Украины был рубеж XVI—XVII веков. Она была растерзана литовскими, польскими и венгерскими феодалами. С юга постоянно нападали турки, татары. Именно тогда украинский народ и создал для защиты собственные вооруженные силы — казачество. Опорный пункт народного войска находился за порогами Днепра и поэтому назывался Запорожской Сечью.

12 лет работал Репин над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Отыскивая типы запорожцев, он ездил на Украину, побывал на Кубани, куда переселилось много казаков, посещал музеи, зарисовывал вещи казачьего быта, делал сотни этюдов. Картина прозвучала как гимн патриотизму и мужеству.

В 1900 г. И. Е. Репин поселился в небольшом финском городке Куоккала (сейчас Репино), неподалеку от Петербурга. Во время гражданской войны этот район был захвачен белофиннами. Таким образом, с 1918 г. художник оказался за пределами родины.

Тяжелым было это время для Репина. «Совсем в плену, в ссылке живу»,— сокрушался он в письмах, живя в атмосфере грязных сплетен и клеветы на Советский Союз, распространяемых белогвардейскими эмигрантами. Мечта возвратиться на родину не осуществилась. Помешали преклонный возраст и слабое здоровье. Умер И. Е. Репин в 1930 г. на чужбине, на 86-м году жизни. Два высоких можжевельника, похожие на украинские тополя, несут молчаливую вахту у могилы гениального живописца, патриота и гражданина.




Комментирование закрыто.