Есть произведения, изображающие одного человека или нескольких людей. Это портреты. Художник стремится увековечить образ известного исторического деятеля, простого рабочего, ученого, воина, показать характер человека, его внутренний мир и, конечно, передать внешнее сходство. В высокохудожественном портрете можно угадать и облик эпохи, в которую жил тот, с кого написан портрет.
Перед нами портрет мальчика. Это картина «Захарка», созданная в 1825 году русским художником А. Венециановым (1780—1847). Рассмотрите ее внимательно и скажите, когда жил этот мальчик, какое его детство. У мальчика внимательное и живое лицо, большие глаза по-детски пытливо смотрят вокруг. На голове у него большая, по-видимому, отцовская,шапка, на руках — грубые рукавицы. Мальчик идет на работу — на плече у него топор. Это портрет ребенка, рано познавшего тяжелый труд, жизненные невзгоды.
Русский художник В. Тропинин (1776 —1857) в 1827 году написал с натуры портрет А. Пушкина. Живописец правдиво изобразил вдохновенное лицо поэта; Пушкин как бы на миг оторвался от работы и задумчиво устремил свой взгляд куда-то вдаль.
Домашний коричневый халат, мягкий синий шелковый платок, свободно расстегнутый воротник сорочки, непокорные кудри словно шевелятся от порыва ветра на высоком челе.
В том же 1827 году другой русский портретист О. Кипренский (1782 —1836) тоже написал портрет А. Пушкина. Созданный им образ поэта отличается по звучанию от тропинин-ского. Кипренский изображает Пушкина в парадном щегольском наряде. Поэт глубоко задумался, неподвижно скрестив руки на груди. За ним, в правом верхнем углу картины, бронзовая статуэтка женщины с лирой в руках — Муза (в греческой мифологии богиня, покровительница поэзии). Кипренский вводит эту деталь для полной характеристики поэта. Поза Пушкина спокойна и даже торжественна, взгляд углублен и ясен. Как и в портрете Тропинина, изображение отличается внешним сходством, но характер поэта трактуется по-другому. Таким образом, одного и того же человека каждый художник видит и воспринимает по-своему.
Глубоко своеобразную натуру выдающегося русского поэта М. Лермонтова раскрывает в своем портрете художник П. Заболотркий. Портрет отличается простотой и лаконичностью образного и цветового решения.
Во время Великой Отечественной войны в 1942 году художник П. Д. Корин написал портрет Александра Невского, национального героя нашей Родины. В нем он стремился передать «непокорный, гордый дух нашего народа».
Раскрытию замысла художник подчиняет композиционное и цветовое решение. Выбор вертикального формата и низкое расположение линии горизонта позволили художнику создать монументальный образ. Александр Невский уверенно и гордо стоит на родной земле впереди бесчисленной народной рати. Его меч готов в любую минуту обрушиться на врагов. После победы на Ледовом побоище Александр Невский сказал исторические и правдивые слова: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».
Образ Александра Невского воодушевлял советский народ на борьбу с фашизмом в годы Великой Отечественной войны.
Пейзаж. Пейзажем принято называть картины, в которых художники изображают природу, виды городов, сел.
Вы, вероятно, замечали, что можно много раз смотреть на какой-нибудь предмет и не увидеть его своеобразной красоты. Например, можете ли вы рассказать о красоте улицы, на которой живете? Когда она красивее: ранним утром или в полдень, когда жаркие солнечные лучи заливают ее пространство? Или, может, к вечеру, освещенная багряными лучами заходящего солнца? Зимой или весной?
Наблюдения за окружающей действительностью вызывают у художника определенные чувства.
В 1880 году в Петербургском Обществе содействия искусствам была выставлена только одна картина русского пейзажиста А. Куинджи (1842 —1910) «Лунная ночь на Днепре». Сам факт, что экспонировалась всего лишь одна картина,— чрезвычайное событие. Успех необычной выставки был огромен. О ней везде говорили, писали взволнованные отзывы, рецензии. «Что это такое? Картина или действительность? — писал известный русский поэт Я. Полонский.— В золотой раме или сквозь открытое окно видели мы эту луну, эти тучи, эту даль, эти «дрожащие огни печальных деревень», эти переливы света, это отражение луны в днепровских волнах, эту поэтическую, тихую, величественную ночь?».
38
Действительно, художник изумительно точно воспроизвел ночную тишину над огромной рекой, залитой таинственным лунным светом.
Живописный уголок украинской земли, родную природу, мощную ее силу изображает С. Васильковский (1854—1917) в картине «Казачья левада».
Перед нами обрамленный высоким лесом луг с растущей на нем высокой, сочной травой. Жаркое полуденное солнце разморило все живое. Природа купается в воздушном мареве животворных испарений. Тающая в голубой дали стена леса подчеркивает яркость освещенной солнцем зелени луга. Из-за леса поднимаются в необозримую голубую высь клубящиеся облака.
Глубину пространства передал художник тонкими цветовыми переходами от насыщенных и ярких зеленовато-бурых цветов на переднем плане к нежным голубовато-зеленым на последнем. От картины веет невозмутимым спокойствием, блаженством, она вызывает глубокие чувства красоты и гордости.
Использование в пейзаже жанровых элементов можно наблюдать также в картине Н. Пимоненко «Перед грозой».




Комментирование закрыто.